православное воспитание
   || О рождении и воспитании ребенка || Православное воспитание детей || Учебник Жизни || Детская литература ||
    Полезные организацииВАКАНСИИРЕЗЮМЕ





 

 Глава 6. Молитва

"...Должно всегда молиться..." (Лк. 18, 1)  

      Завет Спасителя - всегда молиться. Молитва - это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с оставлением молитвы.
      По ритму дыхания судят о здоровье, и как боятся родители, когда дыхание ребенка затрудняется и ему грозит удушье (болезнь "круп"). Но несравнимо более мы должны бояться отсутствия или прекращения у детей дыхания духовной жизни - молитвы. Чтобы помешать этому, следует начинать и развивать молитву ребенка с самого раннего младенческого возраста и непрерывно поддерживать и углублять ее. С первым пробуждением сознания, т. е. в возрасте около двух лет, надо прививать ребенку понятие о Боге, как источнике жизни, всех благ и добра, и начать учить его молиться. Пусть ребенок усвоит на всю жизнь, что первым движением его по пробуждении его есть сложение перстов и крестное знамение; первые слова - хвала Творцу ("Слава Тебе, Господи, слава Тебе"); первая беседа - молитва - приношение Богу в положенной мере своих славословий и приношений; первое вкушение в течение дня - это причастие или принятие святой воды и освященного хлеба (просфора, антидор, артос).
      При возрастании ребенка, первым чтением в течение дня должно быть Евангелие и первым посещением в праздник - Божий храм.
      Еще в Ветхом Завете Бог требовал от человека всего первородного - посвящения Ему первенцев и приношения Ему всех начатков, (Лев. 2, 12; Исх. 13, 2). Св. Иероним так пишет к вдове Лидии: "Радость матери-христианки должна состоять в том, чтобы научить свое дитя произносить сладчайшее имя Иисуса в то время, когда и голос его слаб, и язык его еще нем. Помни, что начатки всего исключительно должны принадлежать Господу, поэтому первые мысли, первые слова дитя должны быть освящены благочестием".
      Молитва проявляется у нас в трех формах: в выполнении молитвенных домашних правил; в вознесении Богу кратких молитв в течение всего дня, в посещении церковного богослужения. Ко всем этим трем формам молитвы необходимо с детства приучать и детей.
      Обычно дитя начинают учить молиться с "Богородице Дево, радуйся...". И это правильно: Матерь Христа - Матерь всего христианского рода. И как первые слова в лексиконе ребенка "мама" и "папа", так и первые его беседы с Богом должны составляться из "Богородицы" и затем из "Отче наш". Одновременно следует начать приучать его молиться за близких. Вместе с началом молитвы должно начаться приучение ребенка к крестному знамению. Это надо делать еще ранее того, когда ребенок сможет сам делать его самостоятельно.
      Св. Иоанн Златоуст дает такое наставление матерям: "Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение, прежде, чем они сами в состоянии будут делать это; запечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками". Когда дети подрастут, необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение было у них широким, неторопливым и делалось тщательно.
      С ростом ребенка должно непрерывно расти и его молитвенное правило. Прп. Серафим учит мирян совершать правило три раза в день - утром, в середине дня и вечером. Для людей, может быть слишком обремененных трудом и имеющих мало времени, это правило, как известный минимум, включает в себя: три раза "Отче наш", три раза "Богородица" и один раз "Верую".
      Для отроков, вполне овладевших грамотой, для утра и вечера могут быть взяты установленные церковью утреннее и вечернее правила, а для середины дня оставлено правило прп. Серафима. Последнее, по указанию Преподобного, должно читаться хотя бы среди дела, на ходу, если невозможно выбрать днем время для уединения.            

 




Сайт создан в системе uCoz