Глава 6. Молитва
"...Должно
всегда молиться..." (Лк. 18, 1)
Завет Спасителя -
всегда молиться. Молитва - это дыхание духовной жизни. И как физическая
жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает
с оставлением молитвы.
По ритму дыхания
судят о здоровье, и как боятся родители, когда дыхание ребенка
затрудняется и ему грозит удушье (болезнь "круп"). Но несравнимо более
мы должны бояться отсутствия или прекращения у детей дыхания духовной
жизни - молитвы. Чтобы помешать этому, следует начинать и развивать
молитву ребенка с самого раннего младенческого возраста и непрерывно
поддерживать и углублять ее. С первым пробуждением сознания, т. е. в
возрасте около двух лет, надо прививать ребенку понятие о Боге, как
источнике жизни, всех благ и добра, и начать учить его молиться. Пусть
ребенок усвоит на всю жизнь, что первым движением его по пробуждении
его есть сложение перстов и крестное знамение; первые слова - хвала
Творцу ("Слава Тебе, Господи, слава Тебе"); первая беседа - молитва -
приношение Богу в положенной мере своих славословий и приношений;
первое вкушение в течение дня - это причастие или принятие святой воды
и освященного хлеба (просфора, антидор, артос).
При возрастании
ребенка, первым чтением в течение дня должно быть Евангелие и первым
посещением в праздник - Божий храм.
Еще в Ветхом Завете
Бог требовал от человека всего первородного - посвящения Ему первенцев
и приношения Ему всех начатков, (Лев. 2, 12; Исх. 13, 2). Св. Иероним
так пишет к вдове Лидии: "Радость матери-христианки должна состоять в
том, чтобы научить свое дитя произносить сладчайшее имя Иисуса в то
время, когда и голос его слаб, и язык его еще нем. Помни, что начатки
всего исключительно должны принадлежать Господу, поэтому первые мысли,
первые слова дитя должны быть освящены благочестием".
Молитва проявляется
у нас в трех формах: в выполнении молитвенных домашних правил; в
вознесении Богу кратких молитв в течение всего дня, в посещении
церковного богослужения. Ко всем этим трем формам молитвы необходимо с
детства приучать и детей.
Обычно дитя начинают
учить молиться с "Богородице Дево, радуйся...". И это правильно: Матерь
Христа - Матерь всего христианского рода. И как первые слова в
лексиконе ребенка "мама" и "папа", так и первые его беседы с Богом
должны составляться из "Богородицы" и затем из "Отче наш". Одновременно
следует начать приучать его молиться за близких. Вместе с началом
молитвы должно начаться приучение ребенка к крестному знамению. Это
надо делать еще ранее того, когда ребенок сможет сам делать его
самостоятельно.
Св. Иоанн Златоуст
дает такое наставление матерям: "Учите вы, матери, ваших малюток
изображать рукою крестное знамение, прежде, чем они сами в состоянии
будут делать это; запечатлевайте это знамение на челе их вашими
собственными руками". Когда дети подрастут, необходимо следить за тем,
чтобы крестное знамение было у них широким, неторопливым и делалось
тщательно.
С ростом ребенка
должно непрерывно расти и его молитвенное правило. Прп. Серафим учит
мирян совершать правило три раза в день - утром, в середине дня и
вечером. Для людей, может быть слишком обремененных трудом и имеющих
мало времени, это правило, как известный минимум, включает в себя: три
раза "Отче наш", три раза "Богородица" и один раз "Верую".
Для отроков, вполне
овладевших грамотой, для утра и вечера могут быть взяты установленные
церковью утреннее и вечернее правила, а для середины дня оставлено
правило прп. Серафима. Последнее, по указанию Преподобного, должно
читаться хотя бы среди дела, на ходу, если невозможно выбрать днем
время для уединения.