|
|
Н.Е. Пестов. Православное
воспитание детей
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Се аз и дети. которых дал Мне
Бог" (Евр. 2, 13).
"Вот
наследие от Господа: дети; награда от Него
-
плод чрева" (Пс. 126, 3).
Духовная жизнь находящихся в
миру христиан идет в трудной обстановке, полной соблазнов,
нехристианских обычаев, вдалеке от носителей Духа Божия, уединившихся
от мира.
Борьба трудна еще
потому, что семейный христианин должен духовно бороться не только за
себя, но и за свою семью - супругу и детей. В отношении последних он
несет ответственность - все ли возможное он сделал для того, чтобы
направить их по пути к Царствию Божию.
Некоторые могут
думать, что вдвоем легче идти по пути ко спасению. Да, но только в том
случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение
премудрого Соломона: "Двоим лучше, нежели одному" (Еккл. 4, 9). Но так
бывает не всегда, и в жизни довольно часто можно видеть случаи, о
которых говорит Господь: "Враги человеку - домашние его" (Мф. 10,36).
Есть и еще одна
особенность жизни в миру, которая для христианина делает ее более
трудной, чем жизнь в монастыре. О последней повествует богатая
святоотеческая литература, которая с исчерпывающей полнотой описывает
путь иноков. Духовный опыт мирян, отраженный в литературе, значительно
беднее.
Конечно, Священное
Писание и, прежде всего, Евангелие, содержит всю полноту истины,
необходимой для спасения мирян. Но истины Евангельские и правильное
приложение их к практике нашей жизни открываются нашим духовным очам
через предание и разъяснение их св. Отцами. К сожалению, приложение
Евангельских истин к разрешению вопросов о духовном воспитании детей
освещено сравнительно слабо в духовной литературе.
Какова должна быть
основная цель воспитания ребенка?
Некоторые матери
главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли
здоровыми. Другие родители стараются более всего дать детям хорошее
образование. Третьи - прилагают особые усилия, чтобы развить в детях
природные дарования и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов,
художников или ученых.
У родителей-христиан
не то должно быть первой и основной целью воспитания. Они прежде всего
и более всего должны заботиться о том, чтобы дети выросли в
непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их "изобразился
Христос" (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а
"ближнего своего, как самого себя" (Мф. 22, 37-40), и целью своей жизни
ставили "стяжание Духа Святого Божия" (Из слов прп. Серафима).
Если достигнут
родители этого, то все остальное - и образование, и развитие дарований,
и здоровье - все приложится само собою, так как Господь сказал: "Ищите
же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6,
33).
Прп. Серафим говорил
одной матери: "Матушка, матушка. Не торопись детей-то учить
по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее
приложится им потом".
|
|
|