"Духом
пламенейте" (Рим. 12, 11).
Прп. Серафим
Саровский в беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым определил
цель христианской жизни как "стяжание Духа Святого Божия".
Итак и для нас,
родителей, и для наших детей есть одна цель в жизни. Разница у нас с
детьми лишь та, что мы, взрослые, можем сознательно стремиться к этой
цели и сообразно с нею устраивать нашу жизнь, а душа ребенка будет
непроизвольно формироваться в созданной для него нами духовной
атмосфере.
Наше искусство
воспитания состоит в том, чтобы это духовное формирование совершалось
постепенно, но не прерываясь, и чтобы душа ребенка как цветок
расцветала красотой христианских добродетелей под осиянием Божьего
Духа.
Прп. Серафим
говорил: "Стяжите дух мирен и около вас спасутся тысячи". И при наличии
любви "дух мирен", дух праведности и веры супругов прежде всего
захватит их детей, в которых они смогут заметить созревание плодов Духа
Божия - "плод же Духа, - говорит ап. Павел, - любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.
5, 22-23).
Природа ребенка
чиста в своей основе, мягка и восприимчива к добру. Если нам, взрослым,
требуется много усилий в борьбе с нашими греховными склонностями, то в
ребенке добродетели при определенных условиях могут развиваться легко и
быстро. Одним из главных факторов их духовного роста будет подражание
старшим и усвоение плодов Духа Божия из окружающей среды.
Горячо любящий
ребенок вырастает таким лишь в атмосфере взаимной любви. Радость и
душевный мир ему обеспечены, если эти чувства господствуют в его семье.
В нем не зародится никаких сомнений, если сильна вера родителей.
Отзывчивыми чутким к чужому страданию сформируется сердце ребенка, если
он будет постоянным свидетелем, а с годами и участником дел милосердия,
широкой благотворительности, щедрой милостыни, деятельного служения и
сострадания ко всем несчастным со стороны его родителей.
Дети, воспитанные в
таком духе, обычно с большой радостью и охотой помогают родителям в
подобном служении ближним, внося туда и свою лепту труда. Вспомним, с
каким усердием приглашал семилетний отрок Варфоломей (будущий прп.
Сергий) старца-инока в дом своих родителей, зная их любовь к
странноприимству. Точно так же усердными помощниками показали себя
сибирские дети в 5-6 лет, о которых так повествует странник - автор
"Откровенных рассказов" о молитве Иисусовой.
"Я услышал за собой
крик: "Нищенкой, нищенкой, постой". Это кричали и бежали ко мне
виденные мною малютки - мальчик и девочка. Я остановился, а они
подбежав, схватили меня за руку. "Пойдем к маменьке, она нищих любит".
- "Я не нищий, - говорю им, - а прохожий человек". - "А как же у тебя
мешок? Нет... пойдем непременно, маменька даст тебе денег на дорогу"".
Во всем поведении и
словах этих детей слышится горячее усердие к странноприимству и
благотворительности, которое малые дети переняли у своих родителей.
На примере
постоянной и усердной молитвы родителей вырастает молитва и их детей.
Также лишь на живых примерах научаются дети добродетели страха Божия,
смирения, кротости, терпения и воздержания (в словах, пище и т. д.).
Вот те условия, при которых на основе закона подражания может созреть в
нашем ребенке "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого
и молчаливого духа" (1 Петр. 3, 4). Господь сказал: "Дух Святой,
Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему" (Ин. 14, 26). И если
только родители позаботятся об очищении своего сердца и о стяжании Духа
Святого Божия, то Дух Божий Сам умудрит их и будет руководить ими в
деле воспитания и приведет ко спасению и самих родителей, и их детей.
Как
пишет о. Александр
Ельчанинов: "Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели
своих родителей живущими большой внутренней жизнью".