"...Занимайся
чтением" (1 Тим. 4, 13).
Согласно преданию,
Матерь Господа Иисуса
Христа - а отсюда и Матерь всех христиан Дева Мария - была большой
любительницей чтения Священного Писания. Это была Ее духовная пища. И
по словам Св. Писания и Самого Господа "не хлебом одним будет жить
человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Втор. 8, 3; Мф. 4,
4).
Мы, конечно,
заботимся о том, чтобы дети
наши не голодали, и пища их была бы питательна и вполне
доброкачественна. Прилагаем ли мы вместе с тем достаточно попечения о
том, чтобы они регулярно питались и духовно? А духовное питание
несравнимо важнее питания физического, так как от духовного питания
формируется душа ребенка.
Поэтому вместе с
началом молитвы ребенок
должен слушать духовные рассказы и чтения, а когда он начнет читать
сам, необходимо обеспечить его книгами, питающими душу.
Вначале это будут
повествования о Евангельских событиях, изложенные языком, понятным для
детей.
При ознакомлении
детей со Священной
историей нужно следовать методике К. Д. Ушинского, который дает такие
указания по этому вопросу: "Первое ознакомление с Евангельскими
событиями всего удобнее совместить с объяснениями предстоящих
праздников. Тогда и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное
чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие.
Исторические рассказы надо проводить так, чтобы в первый раз были
рассказаны только важнейшие черты событий, и, когда эти черты
запечатлеваются в памяти, тогда привязывать к ним другие черты и
происшествия, носящие второстепенный характер. Одна прочно залегшая
черта в состоянии потом выдержать много привязанных к ней подробностей.
Если же дать сначала подробный длинный рассказ, то ребенок заметит
мелочи и не заметит главного.
Рассказав детям
событие, делайте
ударение на фактах, собственных именах, выражениях, составляющих
сущность рассказа, а потом можно обратиться к детям с такими вопросами,
в ответ на которые они передали бы вам главные черты события. Затем
следуют вопросы, исчерпывающие событие". Очень большое значение
придавал Ушинский наглядности в обучении, т. е. дополнению рассказов
картинами. Он пишет: "Кто не замечал за собою, что в памяти нашей
сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли
сами посредством созерцания и что к такой врезавшейся в нас картине мы
легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того
изгладились бы из памяти".
В школах Швейцарии
Ушинский наблюдал,
как проводились беседы с детьми на тему Священного Писания. Он так
пишет об этом:
"Дети всегда
принимают в них самое живое
участие: спрашивают, добавляют, угадывают окончания, рассказывают, что
случилось с ними. Иногда можно слышать один и тот же библейский рассказ
и в малолетнем классе от ребенка пяти лет, и в выпускном от девушки 18
лет. Но какая разница! Там это наивный детский рассказ, здесь -
критически разобранная, глубоко прочувствованная страница Библии".
После изучения Священного Писания детей следует ознакомить с
жизнеописанием наиболее великих святых в собственных пересказах или по
литературе, написанной для детей и юношества. Не жалея труда и времени,
родителям надо усердно искать хорошие духовные книги, подходящие для
детей, и давать их детям, сообразуясь с возрастом и индивидуальными
склонностями.
Следует вспомнить,
что благочестивые
поколения древней Руси с детства начинали чтение духовных книг -
Псалтири и других, на которых дети и обучались