"...Стан твой должен быть свят" (Втор. 23, 14).
Осквернение материи от действия темной силы и искусство наговора вещей,
пищи и воды существовало давно и существует и поныне. Об этом имеются
многочисленные рассказы в литературе, про это рассказывают и многие
очевидцы. "Порча" - потеря здоровья, а часто и жизни; беды и несчастья
распространяются от подобных оскверненных вещей, если им не была
противопоставлена сила святости.
Учитываем ли мы все это в отношении обстановки, которая окружает наших
детей? Освящены ли наши жилища? Вкушают ли наши дети освященный хлеб
(просфоры, антидор, артос) и святую воду? Кто мешает нам давать их с
утра детям каждый день, обеспечивая этим их здоровье, по словам старца
Варнавы из Гефсиманского скита. Имеются ли в обстановке наших жилищ
освященные предметы и изображения, невидимо действующие на наших детей
- крест, иконы, картины из священной истории, из жизни святых? "Там, где нет в комнатах икон -
там живут демоны", - говорят старцы.
Наличие подобной обстановки важно уже в младенческом возрасте, когда у
ребенка складываются первые впечатления. Об этом так говорит еп. Феофан
Затворник: "Пусть чувства получают первые впечатления от предметов
освященных: икона и свет лампады - для глаз, священные песни - для
слуха и проч. Дитя не понимает еще ничего из того, что у него перед
глазами, но его глаз и слух привыкает к этим предметам, и они,
предзанимая сердце, тем ставят вдали другие предметы. За чувствами и
первые упражнения воображения будут освящены: ему легче будет
воображать эти предметы, чем другие, таковы его первые сгибы".
С детства необходимо окружить ребенка знамением креста и как можно
ранее приучить его владеть этим непобедимым оружием христианина:
"Всякое дело начинайте крестным знамением" - советовал старец Варнава,
упомянутый выше.
О том же пишет в "Письмах к мирянам" и старец Амвросий Оптинский:
"Необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя
крестным знамением и особенно перед принятием пищи и питья, ложась
спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо,
и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно... а с точностью,
начиная с чела и до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил
правильно".
Применение крестного знамения вошло в практику уже с первых веков
христианства. По свидетельству Тертуллиана христиане полагали крестное
знамение не только на себя - на чело, очи, уста и грудь, но также
осеняли им одежду, постель, пищу, стаканы, утварь домашнюю и жилище;
они делали его, если выходили из дома или снова возвращались домой,
если начинали одеваться, садились за стол, ложились на постель,
умывались или принимали баню.
О характере применения крестного знамения в 4-м веке имеется указание
св. Ефрема Сирина, который пишет: "Животворящим крестом осеняются наши
дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы,
христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с
вами будет во всех местах.
Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете,
работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или
плаваете по морю - постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным
крестом".
Поэтому будем всегда проверять - есть ли крест на груди у наших детей?
Есть ли он у их кроваток вместе с изображением Божией Матери и святого,
имя которого они носят? Будем вместе с тем приучать наших детей к
такому применению креста, как это делали христиане в древности и как
учит об этом св. Ефрем Сирин.