СОБЛЮДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТ СОБЛАЗНОВ МИРА
Глава 12.
Ограждение от людей мира
"...Выходите
из среды его..." (Ис. 52, 11).
Вместе с заботой о
создании светлой,
духовной материальной среды в окружении детей, следует также
позаботиться и о возможности тщательного сбережения детей от
разлагающей душу темной силы греха и душевного порока. Закон взаимного
влияния одинаково приложим и для доброго и злого. "Обращающийся с
мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится", - было
сказано еще около четырех тысячелетий назад Соломоном - мудрейшим из
людей (Притч. 13, 20).
Душевная болезнь так
же заразительна и
опасна для окружающих, как и физическая, в особенности, для слабых,
неокрепших духовно организмов.
Может быть некоторые
думают, что
душевному организму нужна, как и телесному, закалка. Но если телесная
закалка при недостаточной осторожности может кончиться заболеванием, то
душевная совершенно недопустима, как связанная с опасностью погубить
душу от соблазна. И хотя соблазны и попускаются людям, так как по
словам Господа "надобно прийти соблазнам", но, вместе с тем, Господь
запрещает самим людям соблазнять - искушать друг друга, говоря "горе
тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18, 7).
Преосвященный
Игнатий (Брянчанинов)
сравнивает среду мира и среду монастыря с возрастанием растений в поле
и в питомнике. Наилучшие и красивейшие экземпляры вырастают только в
питомниках: там достигается это специально подобранными условиями для
выращивания. Пусть цветы из питомника не так выносливы, но они
прекрасны. Вместе с тем они защищены там от всех напастей, стихий.
Так Господь защищает
души иноков от
осквернения и соблазнов мира, и очищенные души в свое время переносит в
свой вечный сад - в Небесное Царство. Он любуется духовной красотой, и
Сам создает условия для ее развития: как некогда, так и теперь "благая
часть" не отнимется "от Марии" (Лк. 10, 42).
Будем же и мы
оберегать, насколько
можем, Господни цветы - чистые души наших детей - от всех скверн мира и
от всех носителей скверны.
О сбережении себя от
людей языческих
воззрений наставляли первых христиан св. апостолы. Так, ап. Павел в
Послании к Коринфянам пишет: "Не обманывайтесь: худые сообщества
развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33) и далее: "...Какое общение
праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие
между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая
совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго..." (2 Кор.
6, 14-17).
Так же пишет в
послании ап. Иоанн (2 Ин.
1. 10-II): "Кто приходит к вам и не приносит сего учения (т. е.
исповедания Христа), того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
Ибо приветствующий его участвует в злых делах его".
Примером точного
соблюдения апостольских
указаний является благочестивая Нонна - мать Григория Богослова. По
рассказу последнего, она никогда не обменивалась пожатием рук с
языческой женщиной и не садилась за стол для вкушения пищи с
язычниками. Следует вспомнить также, что в первые века христианам
запрещалось участвовать в языческих пиршествах.