Глава 15. Ограничение развлечений
"...чтобы жить
тихо..." (1 Фес. 4, 11).
Общение Бога и
человеческой души совершается лишь в условиях тишины, мира, глубокого
спокойствия и сосредоточенности.
Для этого люди,
особенно сильно стремившиеся к Богу, бежали в пустыни, уединялись в
затворы, уходили от мира за монастырские стены. По свидетельству
тайновидца, жена - новозаветная Церковь Христова - бежала в пустыню,
спасаясь от дракона (Откр. 12, 6).
Почему же трудно
иметь общение с Богом среди мира? Господь сказал апостолам: "Се, сатана
просил, чтобы сеять вас, как пшеницу" (Лк. 22. 31). И это трясение мира
в решете сатаны совершается чем далее, тем с большей яростью. Нарастают
бедствия, пышно расцветают соблазны: мир богатеет благами и комфортом,
а на фоне материального прогресса и развития светской науки ширится
отступление и противоборство Христу.
И как имеются на
земле два магнитных полюса - две противоположности - так существуют они
и духовно в среде душ человеческих. Один полюс - это уход от мира
душой, вместе с ап. Павлом распинание в себе мира (Гал. 6, 14). искание
Царствия Божия внутри себя (Лк. 17. 21).
Другой - это
погружение себя в решето сатаны - в вихрь мирской суеты с жаждой
развлечений и удовольствий, с боязнью остаться наедине с самим собою и
заглянуть в свою душу.
Последнего не хочет
позволить нам сатана. Как говорит св. Макарий Великий, цель сатаны в
том, чтобы "отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией,
употребляя к тому земные приманки и от действительно прекрасного
отвращать нас к мнимо прекрасному".
Сатана, вместе с
тем, не хочет обнаружить свою власть над плененной им человеческой
душой. Не замечает этой власти мир, находящийся в трясении. А
воздействие сатаны можно увидеть лишь в тишине - в молитве. Тогда
обнаруживается туча помыслов, препятствующих молитве, открывается
"мысленный шум", как называют наш умственный плен св. отцы. И лишь
тогда может начаться "невидимая брань" с сатаною - стремление через
двери сердца приблизиться к Царствию Божию, которое, по словам
Спасителя, "внутрь вас есть" (Лк. 17, 21).
Поэтому сатана
ненавидит тишину и не хочет позволить человеку оставаться с самим
собою, развлечениями отвлекая его от мыслей о цели жизни, смерти и
суетности земных удовольствий.
Как должны мы,
родители, ограждать наших детей от этого решета сатаны, как помочь им
открыть наш внутренний плен и создать условия для успеха во внутренней
"невидимой брани"?
Если у родителей
есть возможность выбора жительства между городом и деревней, то
предпочтительнее выбрать деревню. Там менее соблазнов, развлечений и
суеты. Там легче создать для детей тихую, трудовую жизнь, легче привить
вкус к хорошей серьезной книге, сроднить с природой, приучить к
нерассеянной молитве. Там больше будет у них времени, чтобы задуматься
о Боге и о вечности. Там ближе к ним будет Небесная, Торжествующая
Церковь и образы великих святых и праведников. Старец Амвросий
Оптинский часто говорил мирянам: "Жить можно и в миру, только не на
юру, а жить тихо".
В истории Церкви
можно встретить много примеров воспитания детей в уединении и тишине.
Это обусловливало всегда высокие духовные достоинства детей. Следует
вспомнить прежде всего, что Спасительница рода человеческого -