Православное воспитание
   || О рождении и воспитании ребенка || Православное воспитание детей || Учебник Жизни || Детская литература ||
    Полезные организацииВАКАНСИИРЕЗЮМЕ






 

ПРАВИЛА И ОБСТАНОВКА ВОСПИТАНИЯ


Глава 20. Работа над словом

 "...слово здравое, не укоризненное...." (Тит. 2, 8).

      "От избытка сердца говорят уста" (Мф. 12, 34), - указывает Господь. Поэтому слово человека есть показатель состояния его сердца. Духовное состояние и наших детей мы можем определять, прислушиваясь к их словам, и разбираясь в тех побуждениях сердца, которые вызывали эти слова. Работая над фруктовым садом, садовник обрезает у молодых дичков бесплодные ветки и прививает к ним плодоносные. Так же должны работать родители над детьми - обрезать и искоренять недолжные слова и порывы и прививать добродетели научением доброму слову.
      В чем должен заключаться этот труд? Первое, чему следует учить детей, это серьезности отношения к словам: "От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься", - говорит Господь (Мф. 12, 37).
      Поэтому слова наши это те гири, которые вместе с делами будут класться на чаши весов при решении нашей судьбы на Страшном суде. Поэтому и ап. Иаков говорит: "...Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова..." и "...кто не обуздывает своего языка... у того пустое благочестие" (Иак. 1, 19-26).
      Второе, чему надо учить детей - это скупости в словах. Господь предупреждает нас: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мф. 12, 36). Поэтому ап. Петр считает молчаливость за одну из основных добродетелей (1 Петр. 3, 4), а премудрый Соломон говорит: "Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою" (Притч. 13,3).
      Один старец говорил также: "Много раз жалел я о том, что сказал, и ни разу - о том, что промолчал".
      Третье - это достижение у детей абсолютной правдивости в словах. Ложь отвратительна для чистой души, как отвратительна физическая грязь и вонь. И следует сказать, что сохранение в ребенке правдивости не будет трудным делом, если дитя растет в чистой среде с верой в Бога, и если сами родители никогда не допускают греха лжи на своих устах, всегда показывая в этом пример детям.
      Хороший ребенок всегда покраснеет, если скажет неправду нечаянно и заметит это. Но кроме лжи грубой, бывает ложь тонкая и от такой надо предостерегать детей. Это манера приукрашивания в разговоре, преувеличения, неточность изложения фактов или преднамеренное одностороннее освещение дела. И в этом надо всегда уличать детей; христианин должен быть щепетильным в духовной чистоплотности.
      Подобная щепетильность должна наблюдаться при выполнении детьми своего слова или обещания. Эти обещания должны выполняться точно: уклонение от них или просрочка (например, времени возвращения домой, начала времени домашних учебных занятий и т.п.) должны рассматриваться как обман, и дети в этих случаях должны получать замечания и затем наказываться до тех пор, пока не приучатся к аккуратности.
      Широко распространен грех осуждения и в среде христиан. Нелегко побеждается этот порок: но за преодоление его Господь обещает великую милость - прощение всех грехов: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7, 1). Чтобы запечатлеть в детской душе серьезность греха осуждения, детям следует рассказывать истории, как наказывает Господь за осуждение. Таких рассказов много в духовной литературе. Вот один из таких рассказов.
    

 



Сайт создан в системе uCoz