"...слово
здравое, не укоризненное...." (Тит. 2, 8).
"От избытка сердца
говорят уста" (Мф.
12, 34), - указывает Господь. Поэтому слово человека есть показатель
состояния его сердца. Духовное состояние и наших детей мы можем
определять, прислушиваясь к их словам, и разбираясь в тех побуждениях
сердца, которые вызывали эти слова. Работая над фруктовым садом,
садовник обрезает у молодых дичков бесплодные ветки и прививает к ним
плодоносные. Так же должны работать родители над детьми - обрезать и
искоренять недолжные слова и порывы и прививать добродетели научением
доброму слову.
В чем должен
заключаться этот труд?
Первое, чему следует учить детей, это серьезности отношения к словам:
"От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься", - говорит
Господь (Мф. 12, 37).
Поэтому слова наши
это те гири, которые
вместе с делами будут класться на чаши весов при решении нашей судьбы
на Страшном суде. Поэтому и ап. Иаков говорит: "...Всякий человек да
будет скор на слышание, медлен на слова..." и "...кто не обуздывает
своего языка... у того пустое благочестие" (Иак. 1, 19-26).
Второе, чему надо
учить детей - это
скупости в словах. Господь предупреждает нас: "Говорю же вам, что за
всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда"
(Мф. 12, 36). Поэтому ап. Петр считает молчаливость за одну из основных
добродетелей (1 Петр. 3, 4), а премудрый Соломон говорит: "Кто хранит
уста свои, тот бережет душу свою" (Притч. 13,3).
Один старец говорил
также: "Много раз
жалел я о том, что сказал, и ни разу - о том, что промолчал".
Третье - это
достижение у детей
абсолютной правдивости в словах. Ложь отвратительна для чистой души,
как отвратительна физическая грязь и вонь. И следует сказать, что
сохранение в ребенке правдивости не будет трудным делом, если дитя
растет в чистой среде с верой в Бога, и если сами родители никогда не
допускают греха лжи на своих устах, всегда показывая в этом пример
детям.
Хороший ребенок
всегда покраснеет, если
скажет неправду нечаянно и заметит это. Но кроме лжи грубой, бывает
ложь тонкая и от такой надо предостерегать детей. Это манера
приукрашивания в разговоре, преувеличения, неточность изложения фактов
или преднамеренное одностороннее освещение дела. И в этом надо всегда
уличать детей; христианин должен быть щепетильным в духовной
чистоплотности.
Подобная
щепетильность должна
наблюдаться при выполнении детьми своего слова или обещания. Эти
обещания должны выполняться точно: уклонение от них или просрочка
(например, времени возвращения домой, начала времени домашних учебных
занятий и т.п.) должны рассматриваться как обман, и дети в этих случаях
должны получать замечания и затем наказываться до тех пор, пока не
приучатся к аккуратности.
Широко распространен
грех осуждения и в
среде христиан. Нелегко побеждается этот порок: но за преодоление его
Господь обещает великую милость - прощение всех грехов: "Не судите, да
не судимы будете" (Мф. 7, 1). Чтобы запечатлеть в детской душе
серьезность греха осуждения, детям следует рассказывать истории, как
наказывает Господь за осуждение. Таких рассказов много в духовной
литературе. Вот один из таких рассказов.