"...Все должно
быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14, 40).
После падения Адама
в человеке явился стыд - стремление прикрыть запятнанное грехом тело.
Стыд - это сознание порочности своего естества. И вместе с лишением
человека радости постоянного Богообщения, "... сделал Господь Бог Адаму
и жене его одежды кожаные и одел их" (Быт. 3, 21).
И пока вера и
понятие о грехе сохранялись в людях, до тех пор у них был стыд и
считалось бесстыдством обнажать свое или смотреть на чужое обнаженное
тело. Так, сыновья Ноя, чтобы не смотреть на обнаженное тело отца,
входили в палатку, пятясь задом, чтобы накрыть Ноя одеждой (Быт. 9,
23).
Как следствие
отступления от Бога и утери веры исчезает и чувство стыда, воцаряется
бесстыдство - культ обнаженного тела, вводимый под разными благовидными
предлогами. Христианин не должен поддаваться проповеди бесстыдства и
должен беречь от него и себя, и своих детей. С пробуждением в ребенке
сознания его надо учить стыдливости. Нельзя обычную одежду детей
заменять летом одними трусиками, хотя бы это было не в городе. В
особенности надо беречь стыдливость девочек и не приучать их ходить в
нескромных платьях.
Нельзя также
дозволять девочкам купаться без купальных костюмов, а мальчикам - без
трусиков, а взрослым детям - купаться девочкам и мальчикам вместе.
Целомудренная
стыдливость оценивается у Бога как одна из добродетелей человека.
Грехом против
целомудрия является также одевание (хотя бы в шутку) девочек или
девушек в мужские костюмы (или наоборот). Об этом есть категорическое
указание в Св. Писании: "На женщине не должно быть мужской одежды, а
мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом
Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22, 5). В будничные, обычные
дни одежда детей должна быть скромна и проста. Дорогие наряды вообще
противоречат духу учения Христа и Его апостолов, запрещавших наряжаться
в "многоценные одежды" (1 Тим. 2, 9). Одежда более нарядная, чем у
других в будничные дни будет питать у детей тщеславие и гордость. И в
обычные дни христианские дети не должны выделяться по одежде от
окружающих, за исключением только чистоты и опрятности, которые всегда
и во всем обязательны.
Как в отношении
одежды, так и в отношении вообще всех вещей надо учить детей бережному
и бережливому отношению к ним.
Св. авва Дорофей
учит беречь свою совесть не только по отношению к Богу и людям, но и к
вещам: последние есть Божий дары и поэтому их надо беречь.
Таково же отношение
должно быть у детей к хлебу и всякой пище. Для этого надо напоминать
детям слова Спасителя об остатках хлеба: "...соберите оставшиеся куски,
чтобы ничего не пропало" (Ин. 6, 12). Поэтому детей надо учить
благоговейному отношению к хлебу и никогда не позволять детям играть с
хлебом, бросать и оставлять корки или делать из хлеба катышки.
Подобное
благоговейное отношение к хлебу было привито в детстве одному
известному нам лицу его благочестивой няней. Юношей он потерял на время
веру и стал атеистом. Но даже в эти годы ему вспоминались наставления
его няни, и он всегда относился к хлебу с каким-то благоговейным
чувством. Так важны семена учения и добра, посеваемые в душе в раннем
детстве.
Вкушение пищи
христианами есть не просто удовлетворение своей физической потребности,
как это имеет место у людей, не знающих Бога. Московский старец о.
Алексей Мечев так говорил о принятии пищи: "Во время обеда представляй
Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя... и что
Иисус обедает с тобою... Во время ужина вспоминай о последней вечери
Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он сподобил тебя вечери Небесной".