Православное воспитание
   || О рождении и воспитании ребенка || Православное воспитание детей || Учебник Жизни || Детская литература ||
    Полезные организацииВАКАНСИИРЕЗЮМЕ








 

 
Глава 21. Порядок жизни

"...Все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14, 40).

      После падения Адама в человеке явился стыд - стремление прикрыть запятнанное грехом тело. Стыд - это сознание порочности своего естества. И вместе с лишением человека радости постоянного Богообщения, "... сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их" (Быт. 3, 21).
      И пока вера и понятие о грехе сохранялись в людях, до тех пор у них был стыд и считалось бесстыдством обнажать свое или смотреть на чужое обнаженное тело. Так, сыновья Ноя, чтобы не смотреть на обнаженное тело отца, входили в палатку, пятясь задом, чтобы накрыть Ноя одеждой (Быт. 9, 23).
      Как следствие отступления от Бога и утери веры исчезает и чувство стыда, воцаряется бесстыдство - культ обнаженного тела, вводимый под разными благовидными предлогами. Христианин не должен поддаваться проповеди бесстыдства и должен беречь от него и себя, и своих детей. С пробуждением в ребенке сознания его надо учить стыдливости. Нельзя обычную одежду детей заменять летом одними трусиками, хотя бы это было не в городе. В особенности надо беречь стыдливость девочек и не приучать их ходить в нескромных платьях.
      Нельзя также дозволять девочкам купаться без купальных костюмов, а мальчикам - без трусиков, а взрослым детям - купаться девочкам и мальчикам вместе.
      Целомудренная стыдливость оценивается у Бога как одна из добродетелей человека.
      Грехом против целомудрия является также одевание (хотя бы в шутку) девочек или девушек в мужские костюмы (или наоборот). Об этом есть категорическое указание в Св. Писании: "На женщине не должно быть мужской одежды, а мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22, 5). В будничные, обычные дни одежда детей должна быть скромна и проста. Дорогие наряды вообще противоречат духу учения Христа и Его апостолов, запрещавших наряжаться в "многоценные одежды" (1 Тим. 2, 9). Одежда более нарядная, чем у других в будничные дни будет питать у детей тщеславие и гордость. И в обычные дни христианские дети не должны выделяться по одежде от окружающих, за исключением только чистоты и опрятности, которые всегда и во всем обязательны.
      Как в отношении одежды, так и в отношении вообще всех вещей надо учить детей бережному и бережливому отношению к ним.
      Св. авва Дорофей учит беречь свою совесть не только по отношению к Богу и людям, но и к вещам: последние есть Божий дары и поэтому их надо беречь.
      Таково же отношение должно быть у детей к хлебу и всякой пище. Для этого надо напоминать детям слова Спасителя об остатках хлеба: "...соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало" (Ин. 6, 12). Поэтому детей надо учить благоговейному отношению к хлебу и никогда не позволять детям играть с хлебом, бросать и оставлять корки или делать из хлеба катышки.
      Подобное благоговейное отношение к хлебу было привито в детстве одному известному нам лицу его благочестивой няней. Юношей он потерял на время веру и стал атеистом. Но даже в эти годы ему вспоминались наставления его няни, и он всегда относился к хлебу с каким-то благоговейным чувством. Так важны семена учения и добра, посеваемые в душе в раннем детстве.
      Вкушение пищи христианами есть не просто удовлетворение своей физической потребности, как это имеет место у людей, не знающих Бога. Московский старец о. Алексей Мечев так говорил о принятии пищи: "Во время обеда представляй Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя... и что Иисус обедает с тобою... Во время ужина вспоминай о последней вечери Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он сподобил тебя вечери Небесной".
      
 



Сайт создан в системе uCoz