"...Просите и дано
будет вам..." (Лк. 11, 9).
Глубокий знаток
духовной жизни - св. Исаак Сириянин - основным условием для успеха
всякого дела человека считал нижеследующее: "Всякую вещь, малую и
великую, должно ему в молитве испрашивать себе у Создателя своего".
Итак, первым
условием успеха воспитания детей является усиленная молитва о них
родителей. А если мы чувствуем слабость и невнимательность нашей
молитвы, то, по учению св. отцов, качество нашей молитвы мы должны, как
говорилось выше, восполнять количеством ее. Так советовал прп. Серафим.
Он рекомендовал родителям не ограничиваться в своей молитве обычными
правилами, но подражая инокам, вставать на молитву и в полунощный час.
Примеры усиленной
молитвы за своих детей мы видим еще у праведников Ветхого Завета.
Так, Иов, "вставая
рано утром, возносил всесожжения по числу всех детей своих, говоря:
"Может быть, сыновья мои согрешили" и так делал Иов во все дни" (Иов.
1, 5).
В своей молитве за
детей Иов был близок Духу Христову - духу посредничества между Богом и
людьми.
Как и всякая
молитва, молитва родителей за детей может быть разумной и неразумной.
Ап. Иаков говорит: "Просите и не получаете, потому что просите не на
добро" (Иак. 4, 3). О чем же прежде всего должны молиться родители в
отношении детей?
Очевидно, что
основное стремление родителей должно быть направлено к воспитанию
ребенка живым членом Воинствующей Церкви Христовой. И молитву об этом
Господь исполнит в свое время. Но когда придет это время нам не дано
знать; бывают случаи, что Господь вел юношей не прямым путем, но спасал
их от гордости, допускал временно уклонения их с прямого пути и
падения. Пусть в таких случаях не отчаиваются родители, но еще
прилежнее умоляют Всемогущего ("утомляют своею молитвою Неутомимого").
Надо помнить в таких
случаях пример горячей молитвы Моники за своего сына - блаженного
Августина. Последний в юношеские годы попал в дурную среду, стал вести
порочную жизнь и присоединился к ереси манихеев.
Все, что могла, -
все сделала Моника для исправления сына. Она не только увещевала его,
но одно время даже лишила его общения с собою, удалив из своего дома,
несмотря на безграничную любовь к нему. Моника оплакивала своего сына,
как мертвеца, и непрестанно молилась о его возвращении к истинной вере.
Обращение его
случилось нескоро, но до этого Господь не оставил ее без утешения, и в
одном сновидении она видела ангела, предсказавшего ей о будущем
обращении сына. Не оставляя своих увещеваний, она просила одного
епископа повлиять на сына.
Епископ, однако,
отказался от этого, учитывая, очевидно, безнадежность такой попытки,
при том состоянии духа, в котором был тогда Августин. Он посоветовал
Монике не уговаривать его более, а лишь усердно молиться о нем Богу.
Вместе с тем, видя силу ее горя, он как бы предсказал ей: "Не может
быть, чтобы погиб сын таких слез".
Действительно,
Августин был спасен этими горячими слезами и молитвами и стал
впоследствии в ряды великих учителей Церкви. И, упоминая значение в его
жизни молитв матери, его часто называют "сыном слез".
Св. отцы говорят:
"Осторожно молитесь о внешних судьбах жизни христианина".
Это относится и к
молитве родителей и, в частности, к тому случаю, когда родители молятся
о выздоровлении смертельно болящего ребенка. Случается, что Господь
спасает родителей от будущего горя тем, что отнимает у них детей в
раннем возрасте. Поэтому родителям нужна в этих случаях смиренная
покорность Всеблагому Промыслу Божию, и молитва их о болящем, как бы
горяча она ни была, всегда должна кончаться словами Господа в
Гефсиманском саду: "...впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22,
42).
В таких случаях надо
помнить рассказ о том, как с отчаянием молилась одна мать о
выздоровлении двух своих сыновей, лежавших в смертельной горячке. В
тонком сне Господь открыл ей будущее ее сыновей на земле. Она видит их
взрослыми за разгульной пирушкой в кабаке. В ссоре они бросаются друг
на друга и ножами наносят друг другу смертельные раны.