любовь.
В своих записках м.
Арсения пишет (передается не дословно): "Батюшка, я вспоминала и
молилась о тебе всегда, когда целовала Евангелие и когда прикладывалась
к иконе Богоматери. Каждый день - утром, вечером и днем я молилась о
тебе Господу..." И надо думать, что праведница много помогла отцу
своими молитвами: он скончался как истинный христианин со всеми
признаками спасения души.
Счастливы также
родители детей, в девственности и непорочности сердца взятых к себе
Богом от земли.
Прп. Серафим говорил: "Велик перед Богом подвиг девства". Поэтому
мудрые родители должны радоваться, если их дети пойдут путем
девственного уневещения себя Христу. По словам ап. Павла, кто "решился
в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему
выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает
лучше" (1 Кор. 7, 37-38).
Так воспитывала,
например, св.
Григория Богослова его мать Нонна. Ее старание было утверждено помощью
Божией через чудесное сновидение отрока. Он увидел двух прекраснейших
дев в длинных белых одеждах. На его вопрос: "Как их зовут?" - они
сказали ему, что их имена Чистота и Целомудрие и что они спутники
Иисуса и подруги тех, кто хочет всецело посвятить себя благочестивой
жизни. Сон произвел на отрока такое впечатление, что он решил посвятить
себя безбрачной жизни.
И благо тем родителям, чьи
дети будут
стремиться стать среди тех 144.000 девственников, одетых в белые
одежды, у "которых имя Агнца написано на челах", "поющих новую песнь
пред престолом" Бога, которой никто кроме них, не мог научиться и
следующих за Агнцем, "куда бы Он ни пошел" (Откр. 14, 1-4).
Глава
23. Образование и трудовые навыки
"Слова мудрых - как
иглы и как вбитые гвозди,
и
составители их - от единого пастыря.
А
что сверх всего этого, сын мой, того берегись:
составлять
много книг - конца не будет,
и
много читать - утомительно для тела"
(Еккл. 12,
11-12).
В условиях современной жизни для родителей обычно остается мало
возможностей влиять на светское образование детей: для младшего и
среднего возраста программа образования довольно стандартна.
Было бы бесполезно сейчас обсуждать - что из этой программы образования
является действительно необходимым и что является ненужным балластом.
Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом,
реагируя на него так, как делали это христиане первых веков - времен
господства язычества, о чем говорилось уже выше (см. гл. 13).
Вопрос в этом отношении для родителей состоит только в том - нужно ли
дополнять чем-либо обычное школьное образование (сверх духовного
воспитания).
Этот вопрос следует решать строго индивидуально - в зависимости от
склонностей ребенка.
В общем случае - этого делать не надо, и все свободное время, которое
остается у школьников и их родителей употреблять на дополнение
светского образования духовным (изучение Св. Писания, истории Церкви,
жизни св. отцов и богослужения) путем соответствующего чтения и бесед с
детьми (см. гл.10).
Нужно помнить, что всякое светское дополнение школьного образования
будет отнимать время и силы и отразится ослаблением духовного
образования, о значении которого для души ребенка говорить излишне. И
не будут ли подобные - дополнительные к школе - занятия (светскими
науками) теми "заботами житейскими", которыми не следует отягчать свои
сердца по заповеди Самого Господа (Лк. 21, 34).