|
|| О
рождении и воспитании ребенка || Православное
воспитание детей
|| Учебник
Жизни
|| Детская
литература || |
|
|
|
Приобретение
истинной мудрости не зависит от количества прочитанных книг. Об этом же
пишет еп. Феофан Затворник: "Пусть считается главным - изучение веры,
пусть лучше время назначается на дела благочестия и, в случае
столкновения, преимуществуют последние над ученостью" ("Путь ко
спасению").
Но для некоторых детей могут быть сделаны исключения. Это будет тогда,
когда у ребенка с детства проявляются определенные склонности,
например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природы. В этом случае
родителям надо способствовать развитию в ребенке данных ему от Бога
талантов и искать соответствующих учителей. Занятия с последними
подготовят ребенка для соответствующей будущей специальности.
Также важно развитие в ребенке специальных трудовых навыков. Этой
стороной образования в интеллигентных семьях обычно пренебрегают.
Выше (см. гл. 16) уже говорилось о необходимости приучения детей с
самого раннего детства к труду и привычке по возможности самим
обслуживать себя. Воспитывая детей, родители могут постепенно развивать
у них специальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни
пригодятся, будут облегчать жизнь, сделают их более полезными членами
общества, а может быть, и будут давать кусок хлеба в трудные минуты
жизни или в тяжелые годины.
Как правило, каждая мать должна научить своих дочерей уменью шить
простые платья и белье, вязать и производить перешивку, ремонт одежды и
стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем, быть обучена уменью
готовить пищу и хорошо разбираться в сортах и качестве продуктов
питания. Для мальчиков очень важно овладеть начатками ремесла столяра,
слесаря, плотника, электромонтера.
При наличии склонностей, девочек можно научить и художественному шитью,
и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезно приобрести начатки
знаний и навыков из области медицины, как то: уменье перевязывать и
бинтовать раны, оказывать первую помощь в несчастных случаях. Если в
распоряжении семьи имеется клочок земли, то всех детей следует приучать
и к практике огородного дела и садоводства.
Чем глубже удастся дать знания детям по каким-либо из вышеперечисленных
профессий, тем лучше: родители могут быть спокойны за дальнейшую участь
их детей в практическом отношении. Они всюду будут полезны и никогда не
будут нуждаться в хлебе насущном.
Глава 24.
Выбор для детей профессии
"...Одни в почетном, а другие в низком употреблении" (1 Тим.
2, 20).
Вот и уходит вдаль
светлое, безмятежное детство. Отцветает юность... Перед молодой душой
встают жизненные задачи, вопросы и трудности.
Вот первый и
серьезный вопрос - выбор профессии, определение себя на какое-либо
занятие в течение большей половины каждого трудового дня.
Царь Давид говорит:
"Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят
лет, и самая лучшая пора их - труд и болезнь..." (Пс. 89, 10).
Итак, доля и роль
труда в жизни велика. Он заповедан Адаму (а с ним и его потомкам) после
грехопадения, как наказание: "в поте лица твоего будешь есть хлеб"
(Быт. 3, 19).
Но характер труда
может быть различен. Для одних этот труд может быть благословенным,
легким для их духа (хотя может быть и тяжелым для тела) и служить
главной целью жизни христианина - спасению своей души. Но для других
труд может оказаться тяжелым и быть в какой-то мере препятствием к
достижению Царства Небесного.
|
|
|
|