УСЛОВИЯ УСПЕХА В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ
Глава 3. Упорный труд над
ребенком - необходимое
условие для успеха
В чем секрет великих
достижений? Обычно принято думать, что великим людям присущи особые,
выдающиеся способности и природные дарования. Не совсем так. Многие
философы и мудрецы считают, что всякое достижение обусловливается
прежде всего напряженным, целеустремленным трудом в течение длительного
времени. Таким образом, значительных достижений в каком-либо отношении
может добиться каждый при наличии средних способностей и дарований. И,
очевидно, степень успеха будет прямо пропорциональна затраченной
энергии.
Достижение цели как
следствие упорного труда - это закон, данный Богом человеку после
грехопадения: "В поте лица твоего будешь есть хлеб". И без пота нет
успеха, без пота невозможно пропитание, невозможна сама жизнь. Хлеб
добывается потом как для тела, так и для духа.
"Дай кровь - приими
Дух", - говорят старцы, понимая под кровью усилия, измождение тела.
"Немного поспишь, немного подремлешь, немного сложа руки полежишь, и
придет, как прохожий, бедность твоя", - говорит премудрый Соломон
(Прем. 6, 10-11). Бережно относиться ко времени рекомендует и ап.
Павел, советуя поступать "дорожа временем, потому что дни лукавы" (Еф.
5, 16).
Труд над ребенком,
как основа воспитания, был заповедан еще евреям в Писаниях Ветхого
Завета. "Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе
огорчения от непристойных поступков его", - говорится в книге
Премудрости Иисуса сына Сирахова (30, 13).
В Новом Завете ап.
Павел, так характеризует труд родителей: "Как отец детей своих, мы
просили и убеждали и умоляли" ( 1 Фес. 2, 11-12).
"Проклята земля за
тебя... терния и волчцы произрастит она тебе", - услышал Адам от Бога
после грехопадения (Быт. 3, 17-18). И мы знаем, как неудержимо склонны
развиваться духовные тернии в душах и наших детей - тернии злых
наклонностей и страстей. Упорный, длительный труд нужен для
возделывания пашни и материальной и духовной, и непрерывно, и неослабно
надо вырывать из ее среды быстро разрастающиеся тернии. Небрежность в
воспитании не пройдет без последствий: в какой-то мере разросшееся в
душах детей терние пороков будет глушить здоровые ростки добродетелей.
Целеустремленность
связана неразрывно с самопожертвованием. Ради заботы о детях родителям
необходимо оставить так называемую "личную жизнь" и "личные интересы",
необходимо оставить развлечения, театры, праздные знакомства, потерю
вечеров "в гостях", светскую, не питающую Духа, литературу. Все это
крадет у нас силы и время, которого мало, которое драгоценно, как
вверенные нам от Господа "таланты"; которого недостает для спасения и
себя, и детей.
Труд и борьба нужны
в деле воспитания детей и в "великом", и в "малом", так как из "малого"
слагается "великое" и, если "в малом ты был верен, над многим тебя
поставлю" (Мф. 25, 21). "Немного поспишь, немного полежишь" и
встретишься с бедностью духа, с нищетой добродетели, с ослаблением
веры, угасанием любви в себе и в детях.
"Царство Небесное
силою берется и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11-12).
Когда должен
начинаться труд родителей над душой ребенка? С самого раннего детства.
Об этом так пишет о. Александр Ельчанинов: "Почему важно торопиться
наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего
возраста?
В детстве - сила доверия,
простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила
воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва,
в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже
окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить,
спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви, это
напитает их на всю жизнь".